БЦВМ «Аргон-11С»: «жестко приземлился» с лунной орбиты и продолжает работать

БЦВМ «Аргон-11С»: «жестко приземлился» с лунной орбиты и продолжает работать

НИЦЭВТ показал уникальный экспонат из своего музея на первом юбилее Консорциума «Вычислительная техника» в МГТУ им. Баумана

Безусловной «звездой» выставки, посвященной истории развития российской вычислительной техники стала первая отечественная ЭВМ для космоса «Аргон-11С». Представил ее участникам мероприятия выдающийся инженер-конструктор, один из ее разработчиков –  Вячеслав Алексеевич Белов.

Бортовой прибор создан в Научно-исследовательском центре электронной вычислительной техники в 1968 году. Его вес – 34 кг, 3 часа «Аргон-11С» управлял межпланетной станцией «Зонд», выполнявшей облет Луны с возвращением на Землю. Именно БЦВМ «Аргон-11С» стала «прародительницей» целого семейства прославленный отечественных бортовых ЭВМ, используемых в космической отрасли – на орбитальных станциях, связных спутниках, транспортных кораблях.

ЭВМ «Аргон-11С», облетевшая Луну, хранится в ведомственном музее боевой и трудовой славы АО «НИЦЭВТ». Но в честь 5-летия Консорциума «ВТ» и Дня вычислительной техники было принято решение продемонстрировать прибор участникам праздничного мероприятия.

Первыми с уникальным экспонатом ознакомились ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Юрий Плясунов, генеральный директор АНО «Вычислительная техника» Светлана Легостаева.

Большой интерес ЭВМ вызвала у студентов и старшеклассников, будущих российских инженеров. Они с интересом слушали рассказ Вячеслава Алексеевича Белова о создании уникального прибора:

– Это сложнейшая космическая система, первая облетевшая Луну и вернувшаяся на Землю, – рассказал Вячеслав Алексеевич Белов. – Приземление возвратной капсулы было не совсем штатным. Не сработал должным образом парашют, к слову – это не было нашей зоной ответственности, и капсула получила повреждения. Но даже после этого плата нашего бортового вычислительного прибора, которую мы сегодня демонстрируем, осталась в рабочем состоянии.

Фото предоставлено пресс-службой АНО «Вычислительная техника»